Цвет — это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
 Цвет — мощное средство эмоционального воздействия на человека.
Цвет – это единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением.
По данным исследований у 70-80% дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиолией нарушено восприятие цвета. Эти нарушения  зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения.
Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоцио­нального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что сказывается на снижении активности и избирательности восприятия.
Коррекционно-педагогической работа по сен­сорному воспитанию в области цвета предполагает формирование у детей с нарушением зрения точных, расчленённых цветовых эталонов; усвоение их связей и отношений; подведение детей к овладению системами цветовых свойств; формирование способов обследования цветовых свойств предме­тов и предметных изображений, а также сложных цветосочетаний, отноше­ний между группами цветовых тонов и оттенков; преодоление существую­щей трудности слияния чувственной информации с их словесной интерпре­тацией; формирование и совершенствование всех компонентов других пси­хических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоции и т, д.


Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветового восприя­тия тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответ­ствии с плеоптическим, ортоптическим и диплоптическим этапами лечения и предполагает строгий дифференцированный подход. В его основе  лежит разный уровень цветового восприятия, а также разный уровень пси­хического развития каждого ребенка.
В процессе ознакомления дошкольников с цветом выделяются два ас­пекта:
1. Формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств.


2. Формирование и совершенствование способов обследования цвето­вых свойств предметов.
В условиях специального учреждения работа по формированию цветовосприятия строится  в процессе офтальмологического лечения.

Педагог занимается с детьми как индивидуально, так и одновременно с 2-3 детьми. Работа по формированию цветовосприятия осуществляется по средствам специально подобранных упражнений.
Какие это могут быть виды упражнений?
На первом году обучения
1. «Помоги лягушке подобрать шляпу’,
У детей на фланелеграфах изображение лягушки. Педагог обращает вни­мание на её цвет. Раздаёт детям набор силуэтных изображений шляп крас­ного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает подобрать для лягушки шляпу такого же цвета, как она сама. Дети самостоятельно выполняют зада­ние, обосновывают свой выбор.


«Подарим куклам бусы».
Педагог показывает детям бусы из восьми крупных бусин, чередующихся по цвету (красная, зелёная, красная, зелёная). При рассматривании помога­ет детям определить, что бусы состоят из бусин двух цветов, которые рит­мично чередуются. Затем достает куклу и надевает на неё бусы. Педагог раздаёт детям фишки и предлагает сделать такие же бусы и подарить их куклам, зверятам. Каждый ребёнок получает бусинки двух цветов, леску или проволоку. Педагог ещё раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помо­гает им, сопоставляет с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол.
3. «Составь картинку».
Дети рассматривают картинку, состоящую из деталей синего, зелёного, красного цветов. Педагог раздаёт набор таких же деталей трёх оттенков си­него, зелёного, красного цветов, предлагает детям составить картинку у се­бя на фланелеграфах, соотнося оттенок каждой детали.
2 год обучения
1. «Выложи ряд».
Педагог выкладывает на фланелеграфе силуэты цветов жёлтого, оранже­вого и голубого цветов четырёх оттенков. Предлагает детям выбрать цветы голубого цвета, а затем построить из них сериационный ряд от самого тём­ного до самого светлого оттенка. Педагог помогает при выполнении зада­ния.


2. «Капельки»
Педагог раздаёт детям силуэтные изображения капелек четырёх оттен­ков голубого цвета и просит построить сериационный ряд от тёмного изоб­ражения к светлому. Дети выполняют работу самостоятельно, предвари­тельно рассказав правило ранжирования.
3. «Медведи на солнечной поляне».
Педагог раздаёт детям карточки жёлтого цвета, на которых изображены силуэты медведей коричневого цвета трёх оттенков. Медведи изображены в разных позах (десять объектов). Затем раздаёт силуэты медведей таких же оттенков, предлагает найти каждому медведю его “тень», т. е. наложить со­ответствующие силуэты на силуэты, которые изображены на карточке,

» Покорми зайчика морковками »


4. «Расставь по порядку».
Педагог раздаёт силуэтные изображения медведей коричневого цвета трёх оттенков и предлагает выложить сериационный ряд в порядке убыва­ния светлоты. Дети выкладывают сериационный ряд, называют цвет и отте­нок медведей.
3 год обучения
1. «Шапочки для гномиков».
Педагог выставляет на фланелеграфе семь гномиков, предлагает детям надеть» гномикам шапочки, так чтобы они были расположены как цвета в радуге. Дети выполняют задание, называют цвета спектра.
2. «Найди предмет такого же цвета».
Педагог раздаёт детям силуэтные изображения предметов красного, желтого, оранжевого цветов пяти оттенков (у каждого ребёнка не более де­сяти предметов). Предлагает выложить на фланелеграфе рядом с гномиком в красной шапочке изображения предметов красного цвета и т.д. Выклады­вая, дети называют предмет, его цвет, определяют сходство, различия.

3. «Сложи квадрат»,

Педагог вносит поднос с разрезанными на части шестью квадратами, ко­торые отличаются цветом (можно взять шесть оттенков фиолетового цвета), говорит, что сейчас нужно будет каждому сложить квадрат, предварительно отобрав на подносе все части какого-либо цвета, выбранного по своему ус­мотрению.

4. «Салют».

У детей карточки, на которых изображены контуры кругов (в форме салю­та). Педагог предлагает детям в нижний ряд положить самые тёмные круги розового цвета, в средний — светлее, в верхний — самые светлые. Педагог следит за последовательностью выполнения работы, напоминает, что силу­эты должны точно совпадать с контуром.

5. «Найди место в ряду».

На фланелеграфе изображения кругов шести оттенков коричневого цвета. Детям необходимо найти место пропущенному кругу в ряду.

6. «Какой цвет пропущен?».

Педагог предлагает детям рассмотреть карточки, на которых изображны цепочки из трёх звеньев, состоящие из цветных кругов пяти цветов, часть кружков пропущены, например: второй в первом звене, третий и пятый — во втором, четвёртый — в третьем. Внимательно рассмотрев цепочку 5 цветных кружков, дети устанавливают закономерность их следования и pрисуют пропущенные кружки соответствующего цвета.

7. » Найди  звездочку нужного оттенка»

4 год обучения

1. «Цветик-семицветик»,

Педагог раздаёт детям листки, на которых в контуре изображен цветик- семицветик, предлагает закрасить. Обращает внимание на то, что начатьнужно с красного лепестка, затем пропустить один лепесток и следующий закрасить жёлтым, ещё пропустить два и шестой закрасить синим. После то­го как лепестки основных цветов закрашены, дети приступают к получению промежуточных цветов. Смешивают жёлтую и красную краски, получают оранжевую, закрашивают второй лепесток; смешивают жёлтую и синюю, по­лучают зелёную, закрашивают четвёртый лепесток; синюю и белую, получа­ют голубую, красную и синюю — фиолетовую. Рисунки вывешиваются на де­монстрационную доску и анализируются с точки зрения правильности выбо­ра цветов.

2. «Калейдоскоп».

Педагог раздает детям орнамент «Калейдоскоп», одна половинка которо­го заполнена хроматическими и ахроматическими цветами, а другая — в контуре, предлагает раскрасить вторую половину.

3. «Посади бабочку на сиреневый цветок».

Педагог раздает детям карточки, на которых изображены цветы фиоле­тового и сиреневого цветов различных оттенков. Предлагает «посадить” ба­бочек только на сиреневые цветы.

4. «Четвёртый лишний».

На фланелеграфе предметные изображения розового, малинового, бордового и лилового цветов. Педагог предлагает найти лишний предмет Дети называют лиловый предмет объясняют свой выбор.

«Найди и назови  все оттенки красного»

Эффективность ориентировки на цветовые свойства объектов повыша­ется благодаря овладению устойчивыми представлениями об этих свойст­вах и совершенствованию действий по соотнесению цветовых объектов с усвоенными эталонными значениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обо мне

Шуралева Елена Владимировна.
 Учитель дефектолог.

Календарь
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Архивы

Copyright © 2018. All Rights Reserved.